Главная | Назад |
Источник: Проект WMS http://proekt-wms.narod.ru/zvezd/savinova-e.htm
Заслуженная артистка РСФСР (1965). Родилась 26 декабря 1926 г. в селе Ельцовка Алтайского края и была младшей дочерью в многодетной семье колхозников. Закончив школу, Екатерина Савинова отправилась учиться в Москву " на артистку". Но, опоздав на вступительные экзамены, полгода проучилась в Землеустроительном институте, пока не узнала, что во ВГИКе начался зимний набор на курс Василия Ванина. Она сдала экзамены и поступила, но после первого семестра была отчислена. Ванин сказал, что она замечательная актриса для театра, однако кино не для неё. Позднее Савинова поступила в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Конкурс был огромный, из трёх тысяч абитуриентов отобрали сорок человек, а спустя полгода оставили только двадцать. И среди них Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова и… Екатерина Савинова. По окончании института она была зачислена в Театр-студию киноактёра. В институте она познакомилась с Евгением Ташковым, будущим известным кинорежиссёром. Через восемь месяцев после окончания ВГИКа он сделал ей предложение. Реакция Савиновой была немного странной - она расплакалась. Но согласилась... А через несколько лет у них родился сын, которого назвали Андреем. Кинодебют Екатерины Савиновой состоялся в 1949 г. в фильме Ивана Пырьева "Кубанские казаки", где ей досталась роль белокурой озорницы Любочки. Однако эта встреча со знаменитым режиссёром самым негативным образом сказалась на последующей судьбе актрисы - Пырьев попытался приударить за юной провинциалкой, однако получил такой отпор, какого до этого не удостаивался даже от самых знаменитых актрис - Савинова дала ему пощёчину. Режиссёр затаил обиду на строптивую актрису и сделал всё возможное, чтобы её карьера в кино не состоялась. Например, в 1956 г. режиссёр Григорий Чухрай собирался снимать её в главной роли в фильме "Сорок первый", но Пырьев, в те годы возглавлявший "Мосфильм" и бывший председателем оргкомитета Союза кинематографистов СССР, волевым решением снял актрису с этой роли и назначил другую исполнительницу. После этого ни один режиссёр не имел возможности пригласить Екатерину Савинову на крупную роль в своей картине. Поэтому актриса в те годы исполняла, главным образом, второстепенные роли. Сыграла Дуняшу в "Большой семье", официантку Клаву Шубину в "Тени у пирса", старуху в "Детях партизана", девушку-дирижёра Катю Воропай в комедии "В один прекрасный день". Драматическое дарование Савиновой раскрылось в роли Ольги в "Колыбельной", где она сыграла молодую женщину, сломленную ранним вдовством и гнётом семьи погибшего мужа. Не до конца были реализованы её богатые певческие данные, хотя актриса после ВГИКа закончила институт имени Гнесиных по классу вокала. "У Кати был замечательный голос - три с половиной октавы, - рассказывает муж актрисы Евгений Ташков. - Поначалу она занималась вокалом с репетиторами, а через некоторое время после окончания ВГИКа поступила в Институт имени Гнесиных и на чётвертом курсе исполняла арии из классических опер! Когда учёба в Гнесинском институте подходила к концу, ей сделали два очень заманчивых предложения. Одно - в Большой театр, другое - на эстраду, ей давали оркестр. Но она не приняла ни того, ни другого". На сцене Театра-студии киноактёра Екатерине Савиновой великолепно удавались роли героинь, возраст которых много превышал возраст самой актрисы. Так, ещё будучи студенткой, она успешно сыграла роль Коробочки из "Мёртвых душ" Гоголя, а в 25 лет - роль Кабанихи из "Грозы" Островского. Интересно, что никакого особого грима ей не требовалось. Припудривала волосы, обесцвечивала губы, рисовала чуть-чуть морщинки под глазами. Когда в Театр киноактера пришёл Алексей Денисович Дикий и стал репетировать пьесу "Бедность не порок", он поручил Савиновой роль первой гостьи - властной старухи. Несмотря на то что это был довольно маленький эпизод, она сыграла так, что Алексей Денисович пришёл в Малый театр и сказал: "Ребята, я вам советую посмотреть первую гостью. Это явление!" Актриса была невысокого роста, но в этой роли непостижимым образом становилась громадной… В 1963 г. Екатерина Савинова сыграла свою "звёздную" роль - в картине собственного мужа "Приходите завтра" она создала образ сибирской девушки Фроси Бурлаковой, которая приехала в Москву поступать в консерваторию и после ряда забавных приключений покорила столицу. Сценарий фильма писался для Савиновой и под Савинову, в него вошло многое из её биографии. Однако, эта роль, как и большинство предыдущих, досталась актрисе с большим трудом. Несмотря на то, что картина снималась на Одесской киностудии (в Москве путь ей был по-прежнему закрыт), худсовет не утвердил Савинову на главную роль. Вместо неё была найдена актриса помоложе, успевшая сыграть главную роль в одном фильме про любовь. Стараниями мужа-оператора эта актриса смотрелась свежее и ярче, чем Савинова. Однако Ташков отказался работать с другой актрисой и после нескольких месяцев упорной борьбы сумел отстоять своё мнение. В итоге с прежним оператором он расстался, взял вместо него другого - Радомира Василевского - и снял превосходный фильм, который вошёл в классику отечественного кинематорграфа. После выхода фильма на киноэкраны страны, роль Фроси Бурлаковой была отмечена как лучшая женская роль года. Кстати, в фильме Савинова озвучивала и домработницу. Вот что значит три с половиной октавы! Но судьба картины складывалась не просто. Вот что рассказывает Евгений Ташков: "Когда было снято 800 метров - почти треть картины, приехали два представителя из Москвы (один из Министерства кинематографии, другой - известный критик), прочитали сценарий, посмотрели отснятый материал и вынесли вердикт: "Картину немедленно закрыть! Полное безобразие! Смотреть невозможно!" Однако, поскольку денег уже было затрачено немало, нам удалось получить разрешение продолжить съёмки. Эта история стала для меня хорошим уроком. Говорят ведь: "Дуракам полработы не показывают". Когда съёмки были закончены, на нас обрушились обвинения, что мы выступаем против соцреализма. Почему? Потому что скульптор, которого блестяще сыграл Анатолий Папанов, разбивает статуи, сделанные именно в этом стиле. Меня ругали за то, что оказалась разбитой якобы маска Карла Маркса. На самом деле это была маска Герцена. Наконец мне сказали, что я выступил против считавшегося тогда "официальным" скульптора Томского. Оказалось, что его звали так же, как и героя Папанова, - Николай Васильевич… Но были и забавные моменты. Когда картина после долгих мытарств всё-таки вышла в прокат, люди звонили в кинотеатры, спрашивали: "Какой сегодня фильм?" А им отвечали: "Приходите завтра". Они вновь: "Ну, а сегодня-то какой?". В общем, и грустно, и смешно". На Первом Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде в 1964 г. Екатерина Савинова и Анатолий Папанов, сыгравшие главные роли в фильме, были удостоены премий соответственно за лучшую мужскую и лучшую женскую роли. А в 1965 г. актрисе дали звание Заслуженной артистки РСФСР. В сентябре 1961 г. обнаружилось, что Савинова серьёзно больна. Всё началось с температуры: каждый день 37,4. Когда муж узнал, она призналась: "Да у меня уже месяца три-четыре она держится". "Врачи долго не могли поставить правильный диагноз, - вспоминает Евгений Ташков. - Приглашаем психиатров: "Это не наш пациент. Нужен невропатолог". Вызываем невропатологов. Они тоже не знают, что делать. В конце концов Катя попала к профессору из Одессы, который считал, что все психические заболевания происходят из-за попадания в организм какой-то инфекции. И нашёл у нее бруцеллёз. Он сосредоточился на лечении этой болезни, назначал бесконечные переливания крови и упустил из виду сопутствующее заболевание - шизофрению. Снимаясь в Крыму в эпизоде у Герасимова, Катя на базаре регулярно покупала парное молоко, которое очень любила. Так она и подхватила бруцеллёз. Период его созревания в организме - восемь месяцев. Инфекция выбирает самые уязвимые места и может поразить любой орган. А поскольку во время съёмок кинофильма "Приходите завтра" за 30 сентябрьских дней у нас был 31 съёмочный, то она работала на пределе нервного истощения. В результате болезнь затронула центральную нервную систему, Катя слегла, а съёмки отложили на год. Кстати, когда врачи посмотрели фильм, сказали: "Мы точно знаем, где она больна, а где здорова". И ни разу не угадали. Попали пальцем в небо. Думали: там, где она разухабистая, весёлая, - это до болезни. Оказалось, совсем наоборот". В общей сложности Савинова болела девять лет. Два-четыре месяца в году она лежала в больнице. В промежутках ездила с мужем на гастроли, давала концерты - надо было зарабатывать на жизнь. Первое отделение вёл Ташков, второе - она. Читала свои смешные трогательные рассказики, пела… Несмотря на то что Екатерина Савинова до последнего сохраняла ясный ум, болезнь не оставляла её. Как-то она пожаловалась, что всё её тело охвачено огненными кольцами. Она всё чаще спрашивала: "Как же мне быть, если я не смогу выступать, петь?" Весной 1970 г. Савинова поехала в Новосибирск навестить сестру. Ничего худого в её желании никто не заподозрил. 25 апреля, прежде, чем уйти из квартиры сестры, Екатерина Фёдоровна помыла в доме все полы. Затем отправилась к своей подруге на проспект Карла Маркса. - Пойдём со мной в церковь петь на клиросе, - предложила она ей. - А то у меня пенсия всего 40 рублей, не знаю, как жить дальше. Подруга Клара отказалась. Но перед тем как Савинова ушла от неё, написала на листке бумаги свой телефон: - Как дойдёшь до дома - позвони. Через несколько часов в квартире Клары Фроловны раздался телефонный звонок. Мужской голос попросил подъехать, чтобы опознать человека. Как выяснилось позднее, ей предстояло опознать Екатерину Савинову, которая бросилась под поезд. - Никаких документов при ней не нашли. Только на клочке бумаги был записан ваш телефон, - объяснили ей следователи. По словам работницы станции, она сразу обратила внимание на хорошо одетую красивую женщину, которая взволнованно ходила по перрону. На первом пути стоял пассажирский поезд. Но этот состав ушёл, и было объявлено о том, что на второй путь прибывает пассажирский поезд. Когда он уже подъезжал к перрону, женщина вдруг перебежала через пути и бросилась под колёса. Стрелочница пыталась её остановить, кричала: "Стой, что же ты делаешь?". Но это не помогло... Говорят, что перед своей гибелью Екатерина Савинова сходила в церковь. Тогда как раз шла Пасхальная неделя. Екатерина Фёдоровна спросила батюшку: "Если наложишь на себя руки - это грех?". Батюшка ответил, что грех. "А если в Пасхальную неделю?". Ей сказали, что в это время все грехи прощаются... Похоронили Екатерину Савинову на Клещихинском кладбище города Новосибирска. Скромную могилку Фроси Бурлаковой не так давно отыскали журналисты "Комсомольской правды". Евгений Ташков после фильма "Приходите завтра" снял такие киноленты, как "Майор Вихрь", "Адъютант Его Превосходительства", "Дети Ванюшина" и др. Второй женой режиссёра стала актриса Татьяна Васильева (Ташкова), известная по роли тёти Аси в телевизионной рекламе, фильмам "Уроки французского", "Фрак для шалопая", "Нежданно-негаданно" и др. Андрей Ташков тоже стал актёром. Наиболее известные его работы - в фильмах "Сыщик", "Подросток", "Адвокат", "Встретимся на Таити" и др. В 1995 г. ему было присвоено звание Заслуженного артиста России. Фильмография: 1. Кубанские казаки - 1949 - Любочка 2. Сельский врач - 1951 3. Степные зори - 1952 4. Алёша Птицын вырабатывает характер - 1953 - продавщица мороженого 5. Таинственная находка - 1953 6. Чук и Гек - 1953 7. Большая семья - 1954 - Дуняша Журбина 8. Дети партизана - 1954 - старуха 9. В один прекрасный день - 1955 - Екатерина Воропай 10. Тень у пирса - 1955 - Клава Шубина 11. Медовый месяц - 1956 - Зоя 12. Человек с планеты Земля - 1958 13. Косолапый друг - 1959 14. Колыбельная - 1960 - Ольга 15. Месть - 1960 16. Приходите завтра - 1963 - Фрося Бурлакова 17. Женитьба Бальзаминова - 1964 - Матрёна 18. Ко мне, Мухтар! - 1964 19. Дорога к морю - 1965 20. Жажда над ручьём - 1968 21. Зигзаг удачи - 1968 - продавщица апельсинов 22. Расплата - 1970 |