Дар |
Главная | Назад | Окончание статьи |
Источник: Татьяна Ильина «Алтайская правда» от 21 декабря 2006 года http://www.ap.altairegion.ru/410-06/11.html
Когда говорят об Алтае, о людях, прославивших его, обязательно звучит это имя - Екатерина Савинова. Актриса, о которой ее педагог профессор ВГИКа Борис Бибиков как-то сказал, что за свою жизнь он видел много очень талантливых людей, но, пожалуй, только о двух может сказать с такой определенностью, что они беззаветно были преданы искусству - Станиславский и Савинова. (У Станиславского даже была такая молитва: "Господи, прости меня за то, что я искусство люблю больше, чем жизнь"). ВНУТРЕННИЙ ГРИМ Великий актер и режиссер Алексей Дикий, который увидел Савинову на репетиции, вернулся к себе во МХАТ и сказал актерам: "Товарищи дорогие, сходите, пожалуйста, в Театр киноактера и посмотрите "Бедность - не порок", на первую гостью - это явление. Катя Савинова - это явление в искусстве. Я такого, пожалуй, не видел". Савиновой было в это время 23 года. О ее непостижимом таланте перевоплощения, редкой способности к "внутреннему гриму" пишет в своих воспоминаниях ее муж, режиссер Евгений Ташков. "...У Кати происходило такое удивительное превращение. Она садилась перед зеркалом и начинала медленно, не спеша гримироваться. И постепенно лицо становилось все старше и старше. Катя играла старуху Гурьянову с 21 года, и, несмотря на то, что гримом пользовалась минимально, к началу спектакля она была уже загримирована полностью изнутри. И даже я с трудом узнавал ее. Меня не покидало ощущение, что передо мной все-таки не только один человек, но какой-то еще и другой. Я его хорошо знаю, но этот человек очень старый. И я пытался в этом человеке разглядеть черты характера самой Кати..." Киновед Наум Клейман, директор Центрального музея кино, писал: "Грех нашего кино в том, что талант Кати Савиновой оказался не до конца востребованным. Но то, что она все же успела сделать, осталось в нашем кино навсегда. Мы очень расточительны. Судьба Кати Савиновой - тому подтверждение. Это одна из невосполнимых потерь нашего искусства". ПРАЗДНИК НА РОДИНЕ ФРОСИ БУРЛАКОВОЙ 26 декабря Екатерине Савиновой исполнилось бы 80 лет... Не знаю, будут ли как-то отмечать этот юбилей в Москве, но в ее родной Ельцовке земляки актрисы праздновали ее день рождения в прошлое воскресенье. На фестиваль "Запевай, земляки!" приезжали в Ельцовку люди из соседних районов, из Бийска, Барнаула. Еще, слава богу, живы главные на этом юбилее гости - подружки, одноклассницы Кати Савиновой, хотя здоровьем ни одна из них похвастаться, конечно, не может. Ни Евдокия Бурлакова, в честь которой Катя назвала главную героиню фильма "Приходите завтра", ни "стальная бабушка" Екатерина Озерова, ни двоюродная сестра актрисы Екатерина Мещерякова. Не смогла выйти на сцену и давняя соперница Кати на районных смотрах самодеятельности - Ксения Гилева: возраст, болячки. Но главное - все они помнят талантливую веселую девочку, которая всегда мечтала стать актрисой. Самая близкая ее подружка и соседка Дуся Бурлакова всегда верила, что у Кати все получится. Вот только вряд ли могли тогда две полуголодные девчонки из глухой алтайской деревни представить, что одной из них отпущено чуть больше сорока лет яркой, насыщенной жизни, а другая доживет в этой самой деревне до глубокой и одинокой, не самой счастливой старости... Молоденькой, юной Катю Савинову помнят, впрочем, не только в Ельцовке. Прошлым летом заместитель директора ГМИЛИКа Игорь Коротков записал в Москве на видео интервью Клавдии Хабаровой. Это уже московская, вгиковская подружка Кати. В Москву Клава Хабарова приехала из Магнитогорска. Вместе с Катей Савиновой они поступили во ВГИК на курс знаменитых педагогов - профессора Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Зрители запомнили этот курс по первому же фильму. На третьем курсе многие снялись у Герасимова в "Молодой гвардии" - Нонна Мордюкова, Тамара Носова, Владимир Иванов (Олег Кошевой), Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов, Инна Макарова, Клара Лучко. С Катей Савиновой Клава подружилась с первых же дней - обе приехали из провинции, о красивой одежде и вкусной еде обе могли только мечтать. А еще они были очень похожи внешне - их даже путали! И обе умели веселиться, обожали розыгрыши. ПОДАЙТЕ СЛЕПЫМ НА ПРОПИТАНИЕ! Впрочем, Клавдия Ивановна признается, что инициатором розыгрышей, и довольно рискованных, чаще всего была Катя, а подруге приходилось ей подыгрывать. Любимое воспоминание старой актрисы - эпизод на вокзале, когда они попытались изобразить глухонемых девушек. В тот день на занятиях по актерскому мастерству студенты изображали глухонемых, и Катя, видимо, слишком глубоко вошла в образ. Они сидели в кафе на вокзале, где обычно грелись перед электричкой, и пили жиденький кофе с сахарином и куском хлеба. "...А Катя была из тех, кто никогда не предупреждал, когда начинает играть. Это было всегда неожиданно. И я должна была подхватывать сразу ее тему. Это была у нас такая игра. У меня фантазии было меньше, чем у Катьки. К нашему столику подошел официант, налил кофе. Потом поставил на стол чайник и спросил: "Еще один, что ли?" И тут Катя начала жестикулировать и что-то показывать. Он растерялся: "Кофе... Это... Еще?" Я смотрю на Катю, она продолжает изображать глухонемую. И мы стали что-то друг другу "рассказывать". Мне стало интересно ее понять, я внимательно "слушала". Мы забыли, что в кафе. Мы ни для кого это не делали, только для себя, но привлекли всеобщее внимание. Слышали со всех сторон голоса: "Смотрите, какие девочки, какие хорошенькие девочки, с кудрями, в шляпках...", "Какие хорошие, бедненькие девочки..." А мы это слышим и думаем: "Ага, поймали! Значит, поверили! Завтра Бибикову скажем, что нам поверили". В общем, в конце концов девчонок сдали в милицию - как "двух аферисток, которые едут в Киев (с Казанского вокзала), а документов не имеют". Им повезло - в отделении дежурил доброжелательный, с чувством юмора сотрудник. Он все понял и про этюды, и про ВГИК, но все-таки посоветовал быть осторожнее. Как будто они прислушались к совету! Однажды чуть не попали к бандитам, познакомившись с ними на том же вокзале. Другой раз поехали к старшему брату Кати, который служил под Москвой в воинской части - они туда ездили по выходным, подкормиться. "...Вдруг в вагоне отключили свет. Мы сидим. И тут Катя зычным голосом запела: "Мальчишку взяли под Иркутском, Ему 17 лет всего, Как жемчуга на чистом блюдце, Блестели зубы у него..." И затянула длинную, как сказка, песню. Это была такая слезная, хватающая за душу история. Она спела ее от начала до конца. В вагоне сначала был гул, потом все замерли. Закончила она, а я тут же подхватила ее игру. Сняла шляпу и сказала: "Подайте слепым на пропитание". И все к нам потянулись класть в эту шляпу деньги. Послышались голоса: "Касатки, девочки милые, идите сюда...", "Ну надо же, слепые девочки..." Идем, а в шляпу нам кладут деньги. А нам уже выходить скоро, надо уже глаза открывать. Мы стали смеяться и говорить, что мы учимся в институте, мы сыграли с вами этюд. Возьмите, мол, ваши деньги. А они - кто плачет, кто смеется. Деньги у нас не взяли. Мы стали сходить с поезда, шляпа у нас перевернулась, деньги высыпались на платформу... Мы хохочем, машем руками... Нам тоже все машут..." ОНА РЕВНОВАЛА КАТЮ К НОННЕ МОРДЮКОВОЙ В воспоминаниях Клавдии Ивановны есть любопытный эпизод. Когда им с Катей надоело мотаться по электричкам, добираясь до Лосиноостровской, где было студенческое общежитие, подруги нашли комнату - неблагоустроенную, в бараке, но совсем рядом с институтом. Они уговорили хозяев хибарки, Кольку и Витьку, и пацаны сдали им убогую комнатенку, которую подружки тут же отмыли и отскребли. И хотя старший, 15-летний Колька, был явно против: "Еще я с бабами не жил!" - те пообещали ему, что будут отдавать карточки, топить печку, готовить. В общем, уговорили. Мальчишек отправили в баню, одежду их пропарили от вшей на печке. "...Печку топили, воду грели, вшей жарили на печке, они от жара лопались - "бум-с", а нам все было смешно. Хохотали! Нонна Мордюкова в своей книге пишет: "Мне так хотелось к ним пойти, так хотелось! Но когда я приходила, то у Клавы грустинка такая появлялась, что я к ним как бы пристраиваюсь... Она ревновала Катю". Так смешно написала. Но она до сих пор помнит, как ей хотелось к нам. Уж больно у нас было хорошо! У нас была дружба". "Нас звали близнецами, мы были даже не подруги - были сестрички, самые близкие люди, самые родные", - скажет в конце интервью Клавдия Ивановна. У них и первый фильм был один на двоих - "Кубанские казаки". Обе играли подружек главной героини - Даши Шелест, роль которой досталась Кларе Лучко. Эпизод, в котором Клара, Катя и Клавдия поют "Ой, цветет калина", - один из лучших в фильме. Его часто повторяют по TV. Это было в 48-м, после третьего курса. Наверное, лучшее было их время, когда казалось, что все впереди - лучшие роли, актерская слава... Кто мог подумать, что случившийся во время съемок "Кубанских казаков" конфликт с режиссером Пырьевым закроет актрисе Савиновой путь к большим ролям, достойным ее таланта. В книге "Свет погасшей звезды", изданной к 80-летию актрисы Музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая, есть информация, что творческая карточка Е.Савиновой содержит записи о съемках почти в трех десятках картин. Среди них есть фильмы Герасимова, Александрова, Калатозова, Хейфица, Чухрая, но актриса сыграла в этих картинах лишь маленькие, эпизодические роли. А те, в которых ей достались главные роли, вряд ли кто-то помнит. "Таинственная находка", "В один прекрасный день", "Тень у пирса"... Еще студенткой Савинова начала придумывать "свой" фильм. Клара Лучко вспоминает, что на съемках "Кубанских казаков" Катя вслух проговаривала слова про девочку в черном платьице, в башмаках на босу ногу, которая рядом с телегой идет в город учиться на артистку... "ПРИХОДИТЕ ЗАВТРА..." Это был выстраданный фильм, в нем огромное количество автобиографических подробностей, воспоминаний детства. За его постановку взялся муж актрисы - Евгений Ташков. Почему этот фильм занимает особое место среди картин с подобным сюжетом? Почему зрители чуть не с первого эпизода запомнили, поверили Фросе Бурлаковой - смешной, нелепой деревенской девочке? Даже на съемочной площадке все замирали как завороженные, когда она выходила к камере. Вся короткая жизнь этой необыкновенной, ни на кого не похожей актрисы словно стала иллюстрацией к словам о том, что настоящий талант - это не только дар Божий, награда, но и тяжкий крест. Человек, столь щедро отмеченный Господом, уже не принадлежит самому себе, ему слишком многим приходится жертвовать ради искусства. Почему Савинова так и осталась в памяти зрителей актрисой одной роли, Фросей Бурлаковой? С ее-то органикой, с ее диапазоном от трагедии до фарса? С ее богатейшим, в три с половиной октавы голосом, за который ее называли Шаляпиным в юбке? У нас даже записи ни одной не осталось этого голоса - кроме тех вещей, что она исполняет в фильме "Приходите завтра". Между тем после окончания "Гнесинки" Савиновой даже предлагали оркестр - специально для нее. Но Ташкову с трудом удавалось уговорить ее просто выступать в концертах. "Катя не была тщеславной, может, это и было ее минусом. Она получала наслаждение от процесса пения, а не от показа результатов труда..." О том, что Савинова умеет расположить к себе любого собеседника, любой зал, о том, как наблюдательна она была, с каким живым, неподдельным интересом общалась с людьми, говорят и пишут все, кто знал актрису. Но именно Евгений Ташков очень тонко и точно заметил, что эта "доброжелательная наблюдательность" и была, пожалуй, самой поразительной ее способностью. Ее выступления, вспоминает Ташков, обычно состояли из двух частей - сначала актриса рассказывала о своей профессии, о кино, о своих встречах - и это всегда было импровизацией, хотя коллеги и советовали записывать какие-то удачные находки - те, на которые реагировал зал. Но зал потому и хохотал и плакал вместе с ней, что это было живое, сию секунду рожденное слово, импровизация. Екатерина Савинова обладала удивительным, блестящим даром рассказчика, после нее выступать трудно было кому угодно. Как-то она с гордостью продемонстрировала мужу программку концерта в МВТУ, где Райкин тоже значился до нее, предпоследним. У Савиновой осталось несколько рассказов, записанных на бумаге, и в книге опубликован один из них. Но она очень любила именно рассказывать, из каждой экспедиции актриса привозила новые наблюдения. Из Суздаля, где проходили съемки "Женитьбы Бальзаминова", она привезла часа на четыре удивительно метких зарисовок-наблюдений. Видно, в этом ее неподдельном интересе к людям, к жизни во всех проявлениях и кроется сила ее таланта, секрет притяжения. ЗВЕЗДА И СМЕРТЬ ЕКАТЕРИНЫ САВИНОВОЙ Друзья и родственники, как правило, обходят в воспоминаниях тему болезни актрисы. Только Клавдия Хабарова открыто говорит о бруцеллезе - болезнь эта началась еще во время съемок "Приходите завтра". Савинова даже не смогла сняться в последних сценах. Позже эта болезнь привела актрису к нервному расстройству. Хотя, наверное, сработало все вместе: не только болезнь, но и невостребованность, отсутствие серьезных ролей, невозможность реализовать себя... В апреле 1970 года Екатерина Федоровна приехала в Новосибирск, к сестре. Ольга Гобзева, бывшая актриса, ныне инокиня Свято-Введенского монастыря, вспоминает о последней встрече с Екатериной. "Она мне рассказала о том, что слышит голоса, которые ей диктуют: для того чтобы был счастлив ее сын Андрей, она должна лечь на рельсы". В тот день, 25 апреля, она перемыла полы в квартире сестры, зашла к подруге, Кларе Белкиной, которая переехала из Ельцовки в Новосибирск. О том, что было дальше, рассказывает Тамара Вараксина, директор Музея истории литературы, искусства и культуры Алтая. Это человек, с которого начинался фонд Савиновой, который знает об актрисе все - и из первых уст. О гибели актрисы Тамаре Ивановне рассказывал Евгений Ташков - после гибели жены он приезжал в Новосибирск и разговаривал со стрелочницей, на глазах которой произошла трагедия. Она сразу обратила внимание на хорошо одетую красивую женщину, которая взволнованно ходила по перрону. Когда пассажирский состав, который подали на второй путь, уже подходил к перрону, Савинова перебежала пути и бросилась под поезд. /Окончание см. по ссылке вверху страницы/ |